Ответы Свидетелям Иеговы на их "неудобные" вопросы Православию. ЧАСТЬ 2.

 

 

13.

Почему апостолу Петру можно было иметь жену, а православному епископу – нет? Означает ли это, что любой православный епископ святее апостола Петра?


Святость измеряется не наличием или отсутствием жены. Поэтому отсутствие у епископов жены ничего не означает.

Еще в апостольские времена было дозволено уклонение от брака, чтобы удобнее угождать Богу: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1Кор. 7:32-33).

Это было написано ко всем, а потому быть без жены - не было запрещено и епископам (такими были и некоторые из апостолов - например, Павел и Иоанн Богослов).

В результате роста Церкви, возросло и епископское количество забот о Церкви, - поэтому стало естественным избирать в епископы людей, свободных от мирских попечений, чтобы они могли все свои силы и все свое время посвящать управлению Церковью. Женатому человеку не справиться с таким объемом работ.

(Для священников и диаконов осталось по-прежнему: жениться им или нет - это их дело).

 



14.

Как случилось, что принцип соборности в русском православии оказался полностью вытеснен властью нескольких высших иерархов?


Вопрос сумбурный.

Что Свидетели Иеговы понимают под "соборностью в русском православии"? Когда на площади Новгорода собирается народное вече? Это - не церковное понятие соборности. Поэтому у Свидетелей Иеговы нет никакого права уверять, что оно у нас вытеснено.

1)

У нас вообще НЕТ такого понятия как "соборность в русском православии". Русская Православная Церковь едина с другими Православными Поместными Церквами. Мы - Единая Вселенская Церковь, с единой духовной жизнью и единым учением. Нет никакой "русской соборности".

2)

Еще по вопросу видно, что его авторы совершенно не различают таких понятий как: "церковный собор", "соборное сознание Церкви" и "соборность Церкви" (хотя эти понятия связаны, но они - не синонимы).

Еще вижу, что в данном случае Свидетелей Иеговы интересует именно понятие "церковный собор", то есть принцип проведения Вселенских и Поместных Соборов. Поэтому отвечу про это (а два других термина объясню под номером 22 - там вопрос как раз про них).

Итак, в Православии принцип церковных соборов основан на Деян. гл. 15, где рассказывается о самом первом Церковном Соборе, получившем название Апостольского: Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела... мы, собравшись, единодушно рассудили... ибо угодно Святому Духу и нам (Деян. 15: 6, 25, 28).

Как видим, вопрос о ереси иудействующих и тогда решался «властью нескольких», а не народным вече. (О соотношении постановлений соборов с мнением всего церковного народа, то есть - с соборным сознанием Церкви, также см. в п. 22).

А как принимаются решения в организации Свидетелей Иеговы? Народным вече? Или «властью нескольких», сидящих в ВИБРе и спускающих сверху указания?

 



15.

Зачем церковным клирикам высокопарные титулы, такие как «владыка», «преосвященство», «святейшество» и т. п.?


Эти титулы не имеют никакой смысловой нагрузки (кто, мол, самый святейший или владычественный). Это - всего лишь титулы. Появились они во времена Византийской империи, и были вполне обычными для того времени.

А зачем Свидетелям Иеговы титулы надзирателя: надзиратель зональный, городской, областной, председательствующий, разъездной, служебный и пр.?

Если так буквалистски придираться к титулам (выковыривая буквальный смысл), то у меня к СИ вопрос: за кем надзираете? Да еще на областных и зональных уровнях? Зачем такие тюремные титулы?

 



16.

Почему вступление патриарха в должность именуется «восшествием на престол»?


Престолом называется не только престол Божий, но и любое служение человека на высоком уровне/должности. В Библии это слово неоднократно применялось и к людям, получавшим высокую власть/служение (простой пример - восшествие на царский престол).

 



17.

Почему православные верующие должны целовать руки священникам?


Так православные берут благословение у священника.

«Благословение – это призывание Божественной благодати. Священнослужители - это люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением» Источник

Подробнее о том, каково значение благословения в контексте Библии, см. здесь

Странное сейчас время… Поцеловать человеку руку в знак почтения или чтобы получить благословение - стало считаться чем-то жутким… А раньше всем – и женщинам, и родителям, и старшим - целовали руку в знак почтения или беря благословение.

 



18.

Почему крестик или сувенир считается действенным лишь тогда, когда освящен клириком?


При чем тут сувениры – совсем непонятно.

Насчет крестика - что значит: считается действенным? Крестик – не амулет, а носим мы его в знак нашей веры: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал.6:14)

В древности, когда крест считался знаком позорной смерти и когда первые христиане были гонимы, они в знак своей веры носили на себе знак Христа в виде рыбы.

Только людям нецерковным свойственно магическое понимание обрядов или знаков веры - когда этим обрядам и символам приписывается некое автоматическое действие, как у амулетов: поставил свечу или надел крестик - и что-то начало автоматически срабатывать. Такое понимание - магическое, а не православное.

Освящаем крестик потому, что мы все стараемся посвящать Богу.

 



19.

Какое отношение к христианству имеет «освящение» меда, яблок и орехов?


Странно, что задается ТАКОЙ вопрос...

Об этом написано в Библии: что, прежде чем вкушать пищу, надо посвящать Богу начатки плодов – так берется благословение у Бога. Об этом ЦЕЛОЕ МОРЕ цитат в Пятикнижии Моисея!

И вообще, брать у Бога на что-то благословение в молитве и много молиться – никогда не помешает.

Свидетелям Иеговы такое непонятно, потому что они очень мало молятся (5 минут на собрании - и хватит). Заповедь: непрестанно молитесь (1Фес.5:17, Лк.18:1) – написана не для них…

Мы же, по заповеди апостола, молимся всякою молитвою и прошением (Еф.6:18) – перед едой и после еды; на общих молитвенных собраниях (от 2 до 5 часов) и дома (утром и вечером); молимся перед началом всякого дела, и после окончания дела любим произнести благодарственную молитву; еще у нас есть практика обучения непрестанной молитве (Иисусова молитва).

 



20.

Почему Церковь возводит в ранг святых и даже «равноапостольных» далеких от христианства людей, например, таких как император Константин, который до самой смерти оставался не только язычником, но и верховным жрецом римских богов?


Ох уж этот император Константин - кость в горле Свидетелей Иеговы, которые, увы, изучают историю не по научным изданиям, а по журналам «Сторожевая башня»…

А иначе бы знали, что император Константин не оставался язычником до своей смерти, а уверовал во Христа намного раньше, но боялся принимать крещение, оттягивая его до своей смерти, - потому что боялся, что нагрешит. Он понимал, что как император огромнейшей империи он обязан не только управлять (сидя в теплом кресле), но и судить людей, и наказывать виноватых, и защищать своих подданных от набегов варваров.

Мне понятны такие его совестливые мотивы, но я не совсем их разделяю, потому что это рискованно (мы не знаем часа, когда умрем).

Почитаем мы его потому, что он очень много сделал для проповеди и распространения христианства, отменил некоторые языческие праздники, отменил казнь через распятие, разрешил строить храмы и пр.

 



21.

Почему Церковь канонизирует тех, кто отдал жизнь за свою веру: не должны ли так поступать все без исключения христиане? Не говорит ли этот факт о неспособности Церкви воспитывать в своей пастве христианское начало, о банкротстве Церкви как христианского пастыря?


1)

Если отсутствие на каком-то историческом этапе смертных казней за веру - свидетельство банкротства, тогда Свидетели Иеговы – ПОЛНЫЕ банкроты.

Почему вы не умираете за веру? Случаев казней СИ за веру что-то не слышно и не видно…

Посмотрим историю Свидетелей Иеговы - ни одной смерти за веру!

При Расселе и Рутерфорде – тишина…

Во время Второй Мировой Войны – Гитлер сажал Свидетелей Иеговы не за веру. Тогда всех сажали, кто не воевал на стороне фашистов. И христиан (не только среди солдат, но и мирных жителей) погибло в концлагерях в несколько десятков, а может сотни тысяч раз больше, чем СИ.

При Сталине после Второй Мировой войны – тогда тоже сажали всех подряд, и посидело в тюрьме не такое уж большое количество Свидетелей Иеговы, а потом, после смерти Сталина, они получили аминистию. (а сколько православных и других христиан там сгнобили, об этом у СИ – молчок…)

При красном терроре, в первые годы советской власти, - Свидетели Иеговы вообще были ЛЬГОТНИКАМИ

Ни одной смерти!

Свидетели Иеговы удивительным образом пребывают в полнейшем неведении того, что сразу после революции (начиная с 1917 года) начались СТРАШНЫЕ ГОНЕНИЯ на Православную Церковь, во время которых было убито за веру несколько сотен тысяч православных (священнослужителей и мирян) - это больше, чем за весь период гонений на первых христиан!!!

А что в это время делали "советские" Свидетели Иеговы?

Они в это время получили от большевистской власти разрешение распространять свою литературу! А в 1926 году написали своему американскому руководству, что в это «ВРЕМЯ ЕЩЕ НЕ ДО КОНЦА БЫЛА ЯСНА ПОЛИТИКА МОЛОДОГО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ… советское правительство НЕ ЖЕЛАЛО УНИЧТОЖАТЬ НАРОД ИЕГОВЫ, а боролось за умы и сердца».

(эти признания Свидетелей Иеговы содержатся в их Ежегоднике за 2008г., на стр. 82-83).

ВО КАК!!!

2)

Теперь про канонизацию. Разумеется, такими, как наши святые, должны быть все верующие. Вот поэтому и канонизируют их, чтобы явить людям образцы для подражания в тех подвигах, за которые эти святые стяжали святость (подвиг мученичества, подвиг самоотверженного служения ближним, и т.д. – святые прославились разными христианскими добродетелями, а не только смертью за веру).

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13:7).

(Кстати, помимо погибших мученической кончиной христиан первых веков и христиан при красном терроре, многие православные - и русские, и из других стран, и прежде всего - миссионеры - принимали мученическую кончину от рук язычников или мусульман на протяжении всех веков существования Церкви. Читайте, пожалуйста, жития святых).

 



22.

Почему Церковь признает боговдохновенными «вселенские соборы», которые противоречат друг другу, то утверждая, то опровергая те или иные учения?


1)

Вселенских Соборов было семь. Ни один из них не противоречил в своих постановлениях другому. Ведь эти Соборы разбирали совсем разные ереси.

Другое дело, что были лже-соборы, которые собирали эти самые еретики. Но это, как говорится, их проблемы. Соборным сознанием Церкви эти лже соборы не были приняты.

"Соборное сознание Церкви" (о чем я упомянула в п. 14) – это не синоним слова "церковный собор". Соборное сознание - означает не группу каких-то епископов, которая собрала тот или иной собор, чтобы попытаться протолкнуть свою ересь. Соборное сознание Церкви означает веру и опыт ВСЕЙ ПОЛНОТЫ Церкви (и священнослужителей, и мирян, на протяжении всех поколений). Это сознание самотождественно себе на всем протяжении существования Церкви.

"Следует иметь в виду, что Соборы не довлеют над Церковью - являясь сами одной из форм церковной жизни. Собор не является непогрешимым оракулом церковной истины. (Потому что) решения любого, даже самого представительного, собора должны пройти рецепцию Церкви, только Церковь может засвидетельствовать о достоинстве решений того или иного собора, только Церковь может сообщить собору статус Вселенского.

Если собор высказывает взгляды и принимает решения расходящиеся с опытом Церкви, то такой собор является ложным, а его участники, если не покаются, подлежат низложению, поскольку судьей и хранителем церковной истины, в конечном счете, является народ церковный как носитель опыта "истинной жизни".

Иерей Олег Давыденков, "Катехизис"

Те соборы, которые в итоге не были приняты Соборным сознанием Церкви, а были инициативой некоторых лиц, - такие и были признаны лжесоборами, и не включаются нами в список Вселенских, а отвергаются как еретические. А те, которые были приняты Церковным сознанием, - такие признаны как истинные. (например, постановления Апостольского собора, после их рассмотрения в Иерусалиме, были приняты потом всей Церковью, и накал ереси постепенно спал).

2)

По Новому Завету Церковь является столпом и утверждением Истины (1Тим.3:15). Почему же у Свидетелей Иеговы столпом и утверждением Истины является не все собрание их верующих, а группка людей в ВИБРЕ? Которые по сто раз меняют учение, подчас - с точностью до наоборот, как им взбредет в голову, - и рядовые СИ обязаны проглатывать это!

Почему? Да потому что там нет Истины!

Итак, в постановлениях Семи Вселенских Соборов нет никаких противоречий - это те Соборы, которые приняты соборным сознанием Церкви, самотождественным себе во все века, хотя бы и могли меняться некоторые термины в выражении одной и той же Истины, которую Церковь несет в мир. Остальные соборы - ложные.

Что означает третье понятие - "соборность Церкви" (кафоличность Церкви) - можно прочитать здесь

 



23.

Почему Церковь принимает в свое лоно языческие обряды и суеверия, считая, что их можно «освятить» и сделать приемлемыми для христиан?


Сущая неправда. Рассмотрим некоторые примеры, с которыми мне пока доводилось сталкиваться.

1)

Масленица

Масленица – это простонародное именование Сыропустной седмицы, которая со всем кругом богослужений пришла к нам из Византии. Никакие славяне не могли влиять на появление Сыропустной седмицы и прочие обряды и службы, потому что это формировалось не на Руси, а в Византии; и формировалось тогда, когда даже самих славян еще не было.

Первое упоминание о славянах в древних источниках – 6 век, Карпаты (откуда они начали расселяться в разные стороны, в частности на территорию нашей страны). К этому времени в Византии уже сложился богослужебный круг.

По времени эта сыропустная седмица приходится как раз на конец зимы и начало весны, когда на Руси праздновалась масленица и пекли блины в честь Ярила. Когда Русь приняла от Византии в 10 веке христианство, то Ярило перестали почитать, а блины стали печь на сыропустную седмицу (в эту неделю последний раз едят молочные продукты и яйца). За сыропустной седмицей на Руси закрепилось ее второе название - масленица.

(То же самое относится и к другим православным праздникам и прочим датам, что некоторые люди пытаются подогнать под славянские языческие праздники. Богослужебный круг пришел к нам из Византии, где он формировался задолго до появления самих славян)

2)

Кулич и крашеные яйца.

Свидетели Иеговы любят рассказывать страшилки, что в какой-то стране, при царе Горохе, кто-то приносил языческим богам в жертву яйца и пек хлеб. Им все равно, откуда на самом деле в Православии куличи и яйца. Главное для СИ – это упоминание у каких-то язычников яиц и хлеба - "вот, мол, от них-то Православие и заимствовало".

Точно такими же методами критиканы от атеизма доказывают языческое происхождение ветхозаветного иудаизма, при Моисее, в законе которого было много такого, что появилось сначала у язычников. «Есть внешнее сходство? Есть! Позже появилось, чем у язычников? Позже! Ну и ладно!» - рассуждают они, игнорируя другие факты.

Точно так же действует ОСБ.

Откуда же на самом деле в Православии куличи и крашеные яйца?

Древний христианский обычай красить яйца идет от Марии Магдалины (думаю, все знают эту историю).

"В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".

Кулич - это домашний вариант Артоса (храмового хлеба).

"А́ртос (греч. Áρτος - квасной хлеб) - используемый в Православной церкви освящённый квасной (дрожжевой) хлеб, общий всем членам Церкви, иначе - просфора всецелая.

Употребление Артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики... готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни".

3)

Некоторые праздники (типа Рождества Христова, и т.д.)

Праздники эти описаны в Евангелии. Как в ОСБ пришло кому-то в голову написать, что это заимствования из язычества, - одному Богу известно. Наверное, они там невнимательно читали Евангелие…

Насчет дат праздников.

Для нас не важна точность этих дат. Назначили бы на другой день, праздновали бы в тот день. Что плохого, чтобы посвятить какой-то день этому радостному событию? Или для Свидетелей Иеговы это не радость? Видать, они радуются только смерти Христа...

А подгонки в ОСБ этих дат под праздники язычников (например, даты Рождества Христова - под праздник Митры, бога солнца) - весьма натянуты.

Рождество отмечалось всегда. Сначала его даты были разными в разных частях империи. В 4 веке, когда христианство стало широко распространяться по Римской империи, вытесняя язычество, был отменен и праздник Митры. Но так как народ к этому времени уже привык, что этот день – общенародный праздник, то в некоторых частях империи на этот день перенесли празднование Рождества Христова – нашего Солнца Правды.

Простая аналогия:

В период СССР был коммунистический праздник 7 ноября. После развала СССР он стал не нужен, как праздник отжившей идеологии, - но так как народ привык, что в этот день выходной, то на этот день сейчас назначили праздновать спасение России от польско-литовской интервенции.

Вопрос к Свидетелям Иеговы: современное правительство пытается таким образом ввергнуть нас в коммунистическую идеологию? И оскверняет нас коммунистами? Или все-таки празднуем победу над польской интервенцией?



-